Как проводится регулировка зазоров клапанов двигателя
Одной из распространенных проблем при эксплуатации двигателя автомобиля являются неправильно отрегулированные зазоры клапанов. Это приводит к серьезным нарушениям в работе мотора и может стать причиной неисправности. Рассмотрим что такое регулировка клапанов и приведем пошаговую инструкцию выполнения этой процедуры своими руками.
Роль клапанов двигателя
Клапаны — ключевые элементы газораспределительной системы бензинового двигателя с инжектором. Каждый цилиндр ДВС имеет два клапана — впускной и выпускной, которые обеспечивают заполнение цилиндра топливовоздушной смесью и отведение газов, образующихся после ее сгорания.
Клапаны должны открываться и закрываться вовремя. В закрытом состоянии они должны плотно прилегать к седлу, что обеспечивает полную герметичность цилиндра при сгорании топливовоздушной смеси, поддерживает внутри него оптимальное давление.
Чтобы поддерживать корректный порядок работы газораспределительного механизма, предусматривается определенное значение зазора между кулачком распредвала и толкателем клапана. Этот зазор необходим для компенсации теплового расширения металла. При его правильном значении клапан полностью открывается, а в закрытом состоянии полностью герметизирует цилиндр. Однако при эксплуатации мотора значение настройка этого зазора постепенно нарушается, что приводит к нарушениям в работе силового агрегата. Для коррекции его значения выполняется регулировка клапанов.
Последствия неотрегулированных зазоров
Если вовремя не выполнить регулировку, нарушаются значения тепловых зазоров. Это может приводить к неполному открытию и неполному закрытию клапанов при работе ДВС. Результатом могут стать следующие последствия:
- снижение мощностных характеристик двигателя;
- повышенный расход топлива;
- ускоренный износ, возможная деформация клапанов;
- ускоренный износ всех элементов двигателя.
Не выполнение своевременной регулировки зазоров клапанов может стать причиной серьезных неисправностей, устранение которых потребует капитального ремонта мотора.
Когда необходимо выполнять регулировку зазоров клапанов
Периодичность регулировки клапанов для конкретной модели двигателя с инжектором указывается в инструкции автопроизводителя. Как правило, эту сервисную процедуру рекомендуется проводить каждые 60-80 тысяч километров пробега. Однако во достаточно часто нарушение зазоров, предусмотренных схемой автомобиля, может происходить раньше.
Основные признаки неправильных зазоров:
- характерные металлический стук и дребезг при работе мотора;
- падение мощности двигателя, ухудшение динамики;
- резкое увеличение потребления бензина;
- неустойчивые обороты, вибрация на холостом ходу;
- проблемы с запуском силового агрегата;
- появление рывков, толчков при движении авто;
- ухудшение реакции автомобиля на нажатие педали газа.
Каждый из этих симптомов может указывать не только на неотрегулированные зазоры клапанов, но и на другие проблемы с двигателем. Поэтому при появлении любого из перечисленных признаков необходимо как можно быстрее провести диагностику. Затягивать с визитом в автосервис в подобных случаях не рекомендуется. Это может привести к необходимости капитального ремонта, стоимость которого многократно превысит расходы на регулировку клапанов.
Порядок регулировки
Перед проведением регулировки необходимо определить точные значения зазоров, предусмотренных для вашего автомобиля. Их диапазоны указываются в инструкции к машине. Для измерения величины зазоров потребуется щуп — специальный измерительный прибор с набором металлических пластин, которые имеют тарированную толщину.
Регулировать клапаны необходимо на холодном двигателе. Также предварительно обязательно проверяется натяжение цепи или ремня ГРМ. Выполнять регулировку можно двумя способами — с помощью регулировочных винтов или с помощью подбора шайб. Выбор метода зависит от конструкции газораспределительного механизма машины.
Регулировка винтами
Пошаговый порядок регулировки клапанов винтами выглядит следующим образом:
- Поршень первого цилиндра необходимо установить в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого должны быть совмещены метки на шкиве коленчатого вала и блоке цилиндров. Также должны быть совмещены метки на корпусе или ГБЦ и на распредвале.
- Проконтролируйте значения зазоров клапанов щупом, используя схему проверки, которая приведена в инструкции. Если фактическое значение отклоняется от нормы, необходимо регулировать зазоры.
- Ослабьте с помощью ключа контровочную гайку, вставьте в зазор щуп требуемой толщины. Закрутите до упора регулировочный винт. Удалите щуп и до упора затяните контровочную гайку.
- Проконтролируйте щупом итоговый зазор.
Аналогично нужно отрегулировать клапаны каждого цилиндра. Перед переходом к каждому следующему этапу коленчатый вал проворачивают на 180 градусов.
Регулировка гайками
В этом случае для регулировки потребуется набор шайб, микрометр высокой точности для измерения их толщины, инструмент для отжима клапана.
Регулируемый клапан необходимо отжать. После этого извлекают установленную регулировочную шайбу и ставят вместо нее новую. Требуемую толщину шайбы рассчитывают с учетом значения старой шайбы и поправкой на величину, на которую требуется изменить зазор. Толщина шайб подбирается предварительно, чтобы точно откорректировать значение высоты каждого толкателя. Для этого необходимо повернуть коленвал так, чтобы кулачок был направлен вверх. После этого зазор измеряют при помощи щупа.
После установки новой шайбы необходимо провернуть коленчатый вал по часовой стрелке, сделав три оборота. Далее проведите регулировку клапанов каждого последующего цилиндра.
После завершения настройки затяните гайки и проконтролируйте величину установленных зазоров при помощи щупа.
Нужна предварительная консультация? Позвоните нам
+7 (487) 225–66–84или оставьте номер своего телефона, и наш менеджер свяжется с вами
Только опытные мастера
Работаем в Туле более 20 лет
Есть комната отдыха
Мы работаем со всеми автомарками!























